Самомотивация и положительное подкрепление
Впервые о роли положительного подкрепления заговорили бихевиористы (язык сломаешь, изучающие поведение): психолог Беррес Скиннер и практик Карен Прайор. Любопытно, что они отделяют классический метод «кнута и пряника» от данного способа.
Хотя, особой разницы, как для само практика я не вижу: вся разница в точке приложения …
Чтоб себя мотивировать можно делать так:
Кнут и пряник, классика
Если не сделал что или не то – накажи себя. Но вот проблема, во время наказания очень неприятно и рад бы изменить прошлое, чтоб это «неприятно» избежать, но машину времени еще не изобрели.
Если сделал все правильно – пряник ждет на полке. Приятно получать пряники, даже от себя. Но, так как это приятно, то пряники раскладываешь на каждом шагу, за каждое незначительное действие. И когда ими объелся, перестаешь дорожить такой наградой.
Недостатков, когда наказываешь или вознаграждаешь после того, как получен результат, сделана работа — намного больше. Если выразить одним предложением: данный «классический» метод плохо работает в отношении некоторых индивидуумов (например, в отношении детей, диких животных, инфантильных и очень мнительных личностей …)
Положительное подкрепление или «Хай-тек Кнута и Пряника»
Метод сводится к применению поощрения и наказания не после выполненной или не выполненной – а во время действия.
Делаете что правильно – получаем награду, желая награду далее – продолжаем в том же духе.
Делаем что не правильно – получаем «кнутом» по бокам, чтоб избежать наказания избегаем не правильного поведения.
В итоге, вырабатывается требуемое поведение, которое в силу частых повторений – становиться привычкой. Так можно избавиться, как от лени, так и от других нездоровых обыкновенностей своего характера.
Привить себе трудолюбие, любовь к определенной деятельности… Можно все! (Почти). Здорово не так ли?
Но, как всегда, существуют свои «подводные камни», чтоб их избежать, нужно знать некоторые правила положительного само поощрения.
Правила положительное подкрепления
1. Требование к награде, она должна быть:
- Приятной вам мелочью;
- Легко доступной;
- Очень маленькой мелочью (буквально);
- В иное время, свободное от требуемых действий, – табу не ее употребление.
Идеальный пищевой случай – шоколадный кусочек, одна конфетка, кусочек тортика, долька апельсинки, чашка чая, кофе, йогурта и подобного …
Не идеальны, но не пищевой случай. «Не идеальный» — хуже работает в отношении самовоспитания, но в отношении других людей – более целесообразней: устная похвала, одобрение мимикой, забавный танец, денежное поощрение, подобное …
2. Вознаграждать за начало работы
Начало определите сами. Чем меньшим оно будет – тем лучше.
Если решили заняться спортом: начало — первый шаг в спортзал, вознаградите себя. Если пишите что, создали новую папку с соответственным названием – вознаградите себя. Если копаете картошку, пришли на огород, воткнули лопату в первый куст – вознаградите себя.
(Но, напомню, награда – маленькая, но очень приятная).
3. Вознаграждать в процессе
Определить временной интервал – это почти тот интервал, когда работа начинает надоедать, поделенная на два … Вознаграждать по истечению такого интервала. По идее, интервалы будут расти, и уже сама требуемая деятельность будет положительно само подкрепляться, т.е. радовать вас, надобность в «прянике» отпадет.
В общем, вознаграждайте себя почаще, но не после, а во время требуемой деятельности. И таким образом вы сможете воспитать в себе многие положительные качества.
Всех благ!